
Своевременное развитие речи — важная часть становления личности в целом. Именно общаясь с окружающими, ребенок развивается интеллектуально и психически.
Отставание от сверстников может привести к не самым хорошим результатам. Ребёнок не говорит, так как нет в достаточной мере миелинизации в стволе головного мозга из-за гипоксии. Под воздействием гипоксии нарушается миелинизация, а значит не работают слуховые и сенсорные пути. Для миелинизации необходимы: витамины D 3, В 12, холин, омега 3, омега 6, лецитин, BDNF — нейротрофический фактор, физические упражнения, обогащенная среда (песок, вода), массаж, сон, сбалансированное питание и эмоциональный контакт. Для еды и для речи используются одни и те же мышцы. Поэтому важно, чтобы ребенок хорошо сосал, жевал и глотал. Перечислю основные факторы риска, которые тормозят речевое развитие: нарушения сосания, отсутствие грудного вскармливания, желтуха новорожденных, нарушения мышечного тонуса, врожденная кривошея, гипотонус, хождение на цыпочках, нарушения сна и метеозависимость.
Для овладения речью важно совместное внимание ребенка и взрослого. Это и направление взгляда, выражение лица, слуховое восприятие, интонация, ритм и смысл высказывания.
Существуют определенные тревожные признаки, на которые вам следует обратить внимание.
Ребенок не радуется общению со взрослыми, у него отсутствует комплекс оживления, он не инициирует общение, а для общения использует только крик или плач. Также он не реагирует на голос мамы, не отзывается на имя и не произносит 10 слов в 1 год. У него отсутствует гуление, лепет, нет имитации, а ребенок очень спокойный или наоборот очень гиперактивный. Существуют определенные тревожные признаки у мамы: депрессия из-за развода или каких-либо других причин, мама не реагирует на коммуникативные сигналы младенца, не использует яркие выразительные эмоции, интонацию при общении с малышом, говорит как радио или наоборот очень мало разговаривает.
Развитие речи идет рука об руку с психическим развитием ребенка. Это значит, что коррекционные занятия потребуют больших сил и времени как у специалиста, так и самого ученика.
Поделюсь основными рекомендациями для родителей по стимулированию речевого развития ребёнка.
Говорите простыми и понятными предложениями, сопровождайте свою речь жестами, следуйте за интересами ребенка. Привлекайте внимание ребенка к своему лицу и смотрите ему в глаза, при необходимости присев или наклонившись к ребенку. Также задавайте ему вопросы и делайте между ними паузы. Можете использовать ритм: двигаться под музыку, петь, хлопать в ладоши, отбивать двудольные ритмы различными музыкальными инструментами. Читайте много раз одни и те же стихи и сказки, делая паузы. И наконец стимулируйте вестибулярную систему ребенка: качайте его на фитболе, качелях, каруселях или крутите малыша в офисном кресле. Самая основная причина задержки речи — это внутриутробная гипоксия. Она является следствием различных заболеваний матери. Это может быть повышенное или пониженное давление, анемия, аллергия, обвитие пуповины, недоношенность, неблагоприятная экология, курение, и многое другое.
Раннее выявление речевой патологии и точный диагноз позволят решить проблему быстрее и с гораздо меньшими усилиями для родителей и самого ребенка.
Родители, старайтесь говорить громким и четким голосом, чтобы ребенок постоянно слышал правильную речь. Ведь наши дети – это наше отражение.